Необходимость продвижения робототехники в восстановительной медицине.



В настоящее время создалась острая необходимость шире рассмотреть вопрос создания и внедрения робототехники в восстановительной медицине. Уникальность диагностических возможностей современной медицины дает возможность врачу  ставить диагноз  больному практически со сто процентной уверенностью,  позволяя иногда уже на ранних стадиях ликвидировать заболевание.  Также  и оперативное пособие не обошли новые технологии, позволяющие совершать чудеса технических достижений в лечении. Если еще 20-25 лет назад для предотвращения разрыва аневризмы сосуда головного мозга требовалась трепанация черепа, прохождение через мозговое вещество к зоне операции для клипирования аневризмы, приводящее порой  к летальному исходу или к глубокой инвалидности, то теперь,  эндовазальная хирургия позволяет достичь результата практически без неврологических потерь у больного. Визуализация процесса оперативного пособия дает наглядную картину происходящего во время операции, что позволяет обучать на наглядном материале студентов и врачей.

С уверенностью можно сказать, что достижения диагностики и оперативного лечения в последние десятилетия достигли значительного прогресса позволившего снизить и летальность, и инвалидность в наши дни. Ощущается и реальное продвижение науки в такой области, как восстановительная медицина в наше время. Если еще 10 лет назад мы считали что нервные клетки не восстанавливаются и пациенты получившие спинальную травму, обширные инсульты уже никогда не восстановятся и будут глубокими инвалидами, требующими постороннего ухода, то сегодня можно однозначно заявить о том, что подобная точка зрения складывавшаяся веками изжила себя, и подход со старыми стереотипами опровергает сама жизнь, дающая миру параолимпийские игры, где можно увидеть людей имеющих инвалидность, совершающих казалось бы не возможное. Но пока это лишь первые ручейки весеннего полноводия внедрения новых технологий реабилитации у этих пациентов.

Учитывая факторы от которых мы не можем отмахнуться, а именно то, что реабилитация пациентов с последствиями травм спинного мозга остается одним из наиболее сложных и одновременно перспективных методов их медико-социальной реабилитации, требующая длительного и систематического реабилитационного воздействия (5). В настоящее время специалисты в области реабилитации акцентируются на восстановлении не только стандартных показателей двигательной активности, а по возможности, на формировании и восстановлении физиологичного паттерна ходьбы (3). Одной из первых задач пошаговой реабилитации является максимально ранняя вертикализация спинальных больных и возможность использования кресла-каталки.



Только на перевод в вертикальное положение с помощью стандартных реабилитационных методов уходит от 20-40 дней, не говоря уже о первых имитационных шаговых движениях (4). Длительность адаптации и физические затраты персонала явились предпосылкой к созданию роботизированных систем, оснащенных биологически обратной связью (БОС), сочетающих раннюю мобилизацию с двигательной активностью. Создание роботизированного комплекса «система реабилитационная кинетическая» (РКС) способствовало проведению в автоматическом режиме периодически создаваемого раздражения эфферентных и афферентных путей, замыкания рефлекторной дуги и, тем самым, включения в работу сегментарно-рефлекторного аппарата спинного мозга через один и тот же промежуток времени, с одной и той же силой, в одной и той же последовательности в круглосуточном режиме на протяжении всего времени нахождения пациента на реабилитации (сутки, недели, месяцы и годы), что позволило сохранить суставно-мышечный аппарат, периферическую нервную систему и сегментарный аппарат, значительно снизить нагрузку на медицинский персонал и родственников пациента (1,2).



Использование в последующем различных роботизированных систем на базе постоянного применения РКС позволило достичь значительных успехов в реабилитации пациентов. В мировой практике применение РКС начало осуществляться относительно недавно. Роботизированный комплекс (РКС) запущен в продажу в России с 2011 года, и дает возможность обеспечить физиологический объем необходимых движений у пациента с полной потерей возможности движений в результате травмы или заболевания. Мировая тенденция применения роботизированных систем - таких как РКС (система реабилитационная кинетическая)- производство компании «ОЛМЕ» Россия представляющая из себя роботизированный комплекс позволяющий создать физиологический алгоритм движений туловища и конечностей обездвиженного пациента (тетраплегия, параплегия, кома) по заданным программам с возможностью изменения характеристик движения. Подвесная система «Multira» представляющая из себя потолочную систему с мотором подъема пациента в гамаке, жилетке, дающая возможность перемещать пациента в помещении.



Роботизированная система "Erigo" представляющая собой стол - вертикализатор со встроенным интегрированным роботизированным механизмом для проведения пассивной и активной циклической тренировки нижних конечностей.



Система «Lokomat» представляющая из себя беговую дорожку с разгрузкой веса с роботизированным механизмом ходьбы, производства Hocoma (Швейцария).



Новинки выпущены в продажу в 2005 году, в России они появились в 2006-2007 годах. Постоянное применение РКС с последующим подключением в процесс реабилитации других роботизированных систем по задаваемым ими функциям, дает возможность снизить физические затраты обслуживающего персонала, позволяют создать алгоритм движений у пациента приводящий к высоким результатам восстановления утраченных функций движения, физиологической работы внутренних органов и систем организма.

Анализ клинических исследований проведенный за период 2003-2009 годов осуществлен путем наблюдения за группой состоящей из 50 пациентов с последствиями спинальных травм. В данную группу вошли все пациенты составившие основную группу (28 пациентов) получавшую комплексное лечение с применением способа постоянной длительной импульсной кинетикотерапии с помощью системы РКС и контрольную группу (22 пациента) не получавшую данного вида лечения. Из них 28 % женщин, 72 % мужчин. В трудоспособном возрасте были 85 % пострадавших; мужчины в возрасте от 20 до 40 лет составили 73 %. Давность травмы при поступлении составила от 5 до 55 суток. Были выбраны пациенты с однородной травмой с поражением спинного мозга на уровне грудного отдела позвоночника. Полное нарушение проводимости по спинному мозгу имели 32 пациента (64 %), остальные 18 были с частичными нарушениями (36 %).

На момент поступления не передвигались вообще 24 пациента (48,4%); 8 человек передвигались в коляске с посторонней помощью (14,1%); самостоятельно пользовались коляской 4 человек (8,6%). Могли ходить с подвижной устойчивой опорой 3 пациента (6,5%), ходить с помощью костылей - 9 пациентов (15,6%), ходить с помощью двух тростей - 2 пострадавших (5,5%). Наиболее часто встречавшимися осложнениями у наблюдаемых больных являлись пролежни, нарушение функции тазовых органов, тревожно-депрессивные состояния.

Применение системы реабилитации РКС в комплексном лечении позволило значительно сократить эти осложнения, а порой и предотвратить их уже на начальном этапе терапии.

При сравнении эффективности традиционного комплексного лечения без применения способа постоянной длительной импульсной кинетикотерапии на РКС и с применением такого в клинических условиях в обеих группах по борьбе с пролежнями выявлено, что включение данного метода повышает эффективность общепринятого комплексного лечения у спинальных больных (p<0,001). Эффективность лечения осложнений с нарушением функции тазовых органов при подключении в комплекс лечения способа постоянной длительной импульсной кинетикотерапии на РКС также достоверно влияет на восстановление этих функций. Различия достоверны (р<0,05). Так как частота образования пролежней уменьшается, а функция тазовых органов у наблюдаемых больных восстанавливалась в более короткие сроки после применения способа постоянной длительной импульсной кинетикотерапии, то повышалась и значимость использования метода при купировании тревожно-депрессивных расстройств. По данным исследований часта таких проявлений более чем в 2 раза была ниже у больных основной группы по сравнению с контрольной (p<0,001).
Таким образом, в клинических условиях было проведено испытание функциональной системы РКС с применением постоянной длительной импульсной кинетикотерапии при лечении пациентов с последствиями спинальных травм. Доказана высокая эффективность включения в комплексное лечение в посттравматическом периоде данной категории больных оптимальной восстанавливающей среды с помощью системы реабилитационной кинетической с применением постоянной длительной импульсной кинетикотерапии (2).

В настоящее время проводится наблюдение за пациентами с позвоночно-спинальной травмой на длительном отрезке времени от 6 месяцев до 4 лет. Все пациенты оснащены РКС (системой реабилитационной кинетической), индивидуально один подвесной системой «Multira», у всех имеются вертикализаторы различных систем, параподиумы, инвалидные коляски. Данное наблюдение будет проводится и дальше до получения исходного состояния.

Промежуточные результаты можно посмотреть на сайте vagincentre.com у двух пациентов давших свое согласие и приславших видеоматериалы:.

Литература:

  1. Адо А.Д. Патологическая физиология./ А. Д. Адо, Л. М. Ишимова. - М., 1973. - 535 с. 
  2. Вагин А.А. Патофизиологическое обоснование применения метода постоянной длительной импульсной кинетикотерапии в лечении и реабилитации больных с последствиями спинальной травмы: дис. канд. мед. наук. – СПб., 2010.– 188 с.
  3. Шварков С.Б., Давыдов О.С., Кууз Р.А. Новые подходы к реабилитации больных с неврологическими двигательными дефектами//Журнал Неврология и психиатрия им. С.С. Корсакова.-2006.-ЖЗ .-С.51 -54. 
  4. Черникова Л.А., Демидова А.Е., Домашенко М.А. Эффект применения роботизированных устройств («Эриго» и «Локомат») в ранние сроки после ишемического инсульта. Вестник Восстановительной медицины. -2008.- № 5.- С.73-75.
  5. Кузнецов А.Н., Даминов В.Д. Применение Винпотропила в восстановительном лечении больных, перенесших церебральный инсульт. Лечение нервных болезней 2008; 1: 23: 36—40.
  • Просмотров: 6683